Nov. 8th, 2016

techwork: (Default)
В понедельник премьер-министр России Дмитрий Медведев и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян приняли участие в конференции по вопросам торговли и инвестиций, которая проходила в Санкт-Петербурге.

В ней также участвовали лидеры деловых кругов обеих стран.

После конференции представители крупнейшей российской нефтяной компании Роснефть согласились продать 20-процентный пакет акций своей дочерней компании китайской компании за 1 миллиард 100 миллионов долларов.

Дочерняя компания Роснефти разрабатывает нефтяное месторождение Верхнечонск в Восточной Сибири.

По подсчетам, там залегает 1 миллиард 200 миллионов баррелей нефти, поэтому ожидается, что оно будет основным источником экспорта российской нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион.
techwork: (Default)
Originally posted by [livejournal.com profile] rezonans39ru at Йорк-поташем по К-Поташу
Сомнительный дефицит калийных бесхлорных удобрений в ближайшей перспективе может легко превратиться в несомненный профицит. Великобритания запускает один из самых открытых калийных проектов Йорк-поташ.



В 2007 году цены на калийные удобрения внезапно взлетели, достигнув к осени 2009 года своего исторического максимума: тонна хлорида калия (МОР) в среднем стоила тогда около 600$, сульфата калия (SOP) – 800$. В отдельных случаях МОР и SOP торговались по 900$ и 1200$ за тонну, соответственно, и даже дороже.

На волне высоких цен начался фейерверк калийных проектов, когда казалось, что добыча калия из первой встречной лужи будет рентабельной. Вскоре цены откатились назад, и страсти стали утихать. В итоге из более чем сотни ранее анонсированных калийных проектов к середине 2013 года осталось около сорока, при этом часть из них предполагала увеличение мощности действующих предприятий. Проектный бум коснулся и сульфата калия. Так появились крупные калийные проекты Очоа (США), Йорк (Великобритания), Коллули (Эритрея), Даллол (Эфиопия), Лейк Дисаппойнтмент  (Австралия) и другие.

Согласно имеющимся данным, ежегодная мировая потребность в SOP в последнее время составляет около 4,50 млн т или 2,25 млн т в пересчете на К2О, а его основное потребление приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион.



Мировые производственные мощности по выпуску сульфата калия (половина из них приходится на Китай) обычно задействованы на 65-70%.
В ноябре 2016 году средняя цена тонны хлорида калия составила 216$, а сульфата калия – 560$ при его минимальной рыночной стоимости около 450$ за тонну. И когда топ-менеджер ООО «Стриктум» Павел Яковлев говорит о трехкратном превышении стоимости SOP по сравнению с МОР, он даёт информацию избирательно, опуская важные детали.

Основные производственные мощности (до 60%) по сульфату калия используют процесс Манхейма – прямой высокотемпературный синтез товарного продукта из хлорида калия и серной кислоты. Производство требует значительных затрат энергии и утилизации отходящего хлористого водорода. Себестоимость тонны полученного бесхлорного удобрения SOP составляет около 500$ и практически одинакова у всех производителей.
Примерно четверть производственных мощностей предусматривает галургическую переработку хлорида калия и кизерита (сульфат магния). Побочный продукт переработки (раствор хлорида магния) при этом может закачиваться в глубокие поглощающие горизонты (компания K+S). Данные о себестоимости тонны сульфата калия, полученного таким способом, несколько различаются, но в среднем они близки к 400-450$.

Дешевле всего производителям обходится озерный продукт (около 15% мировых мощностей), когда для осаждения солей из раствора используются естественные выпарные бассейны. В этом случае себестоимость сульфата калия составляет примерно 200$ для отдельных китайских компаний. У всех остальных готовый продукт стоит дороже, до 350$ за тонну, в том числе, из-за необходимости использовать вакуум-выпарные аппараты.
Само собой разумеется, что с учетом высокой себестоимости основной массы произведенного сульфата калия его средневзвешенная рыночная цена не может быть ниже 500-550$ за тонну, иначе основная масса производителей просто разорится. Даже сегодня на фоне заметного снижения цен на калийные удобрения можно встретить предложения по цене 800$ за тонну SOP. Однако тут всё зависит от конкретных характеристик: каким способом товар получен; каково в нем содержание К2О; это порошок или гранулы; удобрение расфасовано по 9-20 кг в пакеты или в биг-бэги по 200-500 кг и т.д. Поэтому, когда разработчики из Нивенского говорят о дефиците сульфата калия на мировом рынке, похоже, что они имеют в виду недорогой озерный SOP.

Еще недавно казалось, что сульфатные проекты, даже те, что прошли все согласования и были практически готовы к реализации, замерли по причине отсутствия инвестиций на фоне рухнувших цен на удобрения. И вот буквально пару дней назад стало известно, что компания Sirius Minerals приступает к реализации калийного проекта Йорк (York) в Великобритании. Этот проект имеет довольно интересную историю. Но она скорее не о калийном удобрении, а о том, чего могут добиться люди, задавшие себе вопрос, какой «подарок» они оставят своим потомкам.

По первоначальным планам компания Sirius Minerals планировала получать 1,4 млн т сульфата калия ежегодно. Сырьем для производства SOP должен был стать минерал полигалит – сложная соль химического состава K2Ca2Mg[SO4]4·2H2O. Согласно оценке JORC (Joint Ore Reserves Committee Code), утвержденные запасы сырья на лицензионном участке компании Sirius Minerals составляют 2,66 млрд т при средней толщине продуктивного слоя 26 метров и усредненном содержании полигалита 85,7%. С точки зрения объема ресурсов новая шахта глубиной 1500 м должна была стать одной из самых крупных в мире: под землей лежат (и без хлора!) не менее 650 млн т сульфата калия. К слову, из утвержденных нивенских запасов калийно-магниевых солей теоретически можно получить всего 71 млн т сульфата калия и то, если делать расчеты, исходя из содержания сульфатов в руде, попутно убеждая себя, что потерь ценных компонентов в процессе производства не будет. А если Sirius поднимет на поверхность хотя бы треть из 650 млн т сульфата калия, хранящегося в подземельях своего лицензионного участка… Вот тут и начались проблемы.

Проект стоимостью 3,150 млрд долларов, впервые представленный в январе 2011 года, был приостановлен, поскольку разрешение на добычу такого количества полезных ископаемых, пусть и на окраине национального парка Мурс (North York Moors National Park), стало беспрецедентным шагом для британских законодателей. Экологи, ученые и общественность протест поддержали: национальный парк Мурс площадью более 1,4 тыс. кв. км это уникальное и красивейшее место на земле, а получение сульфата калия из полигалита требует строительства комплекса предприятий по обогащению и переработке руды.
В итоге компания Sirius Minerals вынуждена была отказаться от производства SOP и внесла существенные изменения в проект, попутно увеличив его первоначальную стоимость почти на $0,5 млрд. В соответствии с новой концепцией на руднике будет добываться полигалит, после чего без какой-либо переработки он будет транспортироваться по подземному продуктопроводу длиной около 37 км к морскому побережью.



В связи с многочисленными протестами проект добывающего комплекса рассматривался на протяжении четырёх лет и был одобрен в июне 2015 года восьмью голосами против семи. В октябре 2015 года Sirius Minerals получила разрешение на строительство рудника. Несколько дней назад компания выложила в сеть последний вариант проекта.

Строительство горнорудного предприятия предполагается осуществлять в две фазы: на первой этапе производственная мощность по руде составит 6,5 млн. т/год с возможностью увеличения до 13 млн. т/год и более. Добытый полигалит предполагается использовать непосредственно в качестве удобрения и как источник калия в комплексных азотно-фосфорно-калийных (NPK) удобрениях. Не исключено, что со временем какая-нибудь химическая компания наладит выпуск сульфата калия, используя английский полигалит как сырьё, тем более что при желании производство может быть организовано как безотходное.

Разрешение на начало строительства не означает, что получены ответы на все замечания и вопросы, изложенные в итоговом документе, подготовленном представителями 29-ти организаций (North York Moors National Park Authority Planning Committee Planning Application NYM/2014/0676/MEIA). Согласования будут продолжаться, поскольку поступают новые предложения, которые помогут смягчить неблагоприятное соседство и последствия пятилетнего периода строительства, а также компенсировать потери даже от визуального (!) воздействия строительных площадок на посетителей парка. Проектом соглашения предусматривается финансирование компанией Sirius Minerals посадок обширного лесного массива для компенсации выбросов углекислого газа. Общественность считает, что компенсационные фонды должны быть созданы на десятилетия, и они должны обеспечивать выплаты в любой момент при возникновении негативных последствий, о чем ведутся переговоры с компанией. Одним из требований к Sirius Minerals является создание форума для связи с общественностью, чтобы иметь возможность справиться с проблемами, которые могут возникнуть на этапе строительства.

На днях в компанию Sirius Minerals пришла хорошая новость. Владелица горнодобывающего холдинга Hancock Prospecting Джина Райнхарт, богатейшая женщина Австралии, инвестировала $300 млн в масштабный проект Йорк-поташ. Теперь у компании есть нужные $1,2 млрд для осуществления первого этапа строительства. Приступить к работам планируется в январе 2017 года.
Так что за проект Йорк и прагматичных англичан переживать не стоит.

Наталья Шульга
кандидат химических наук.

Profile

techwork: (Default)
techwork

August 2025

S M T W T F S
      1 2
3 4 5 6 7 8 9
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 10th, 2025 12:28 am
Powered by Dreamwidth Studios